Дима Пайль про инвестиции в стартапы: сколько денег просить у инвестора

= = = = =
= = = = =
Рекомендуемое чтение:
= = = = =
Давеча возник вопрос структурирования инвестиций в компанию-стартап. Помимо оценки: “А сколько резонно можно просить у инвестора?” — резонно спросить: “Через год это будет много или мало?” и “Что давать инвестору и что оставлять себе?”
/// Если вы профессионально занимаетесь венчурами и РЕ, дальше читать наверное не стоит, т.к. будет ликбез :-) ///
Некоторое время назад я уже приводил табличку с оценками стартапов на основе рыночных сделок на разных раундах инвестирования. Оценка на ранних раундах — больше искусство в том числе переговоров и продаж, нежели финансово-экономическая наука, поэтому диапазон может быть достаточно широким и мало зависеть от текущих финансовых результатов на момент оценки.
Так, например, на этапе MVP с видимым поступлением кэша от продаж в размере порядка $100К в месяц нормальный диапазон оценки $10-$20 лям. Соответственно при pre-money оценке, например, в 10 mln usd привлечение 2 mln usd будет означать продажу инвестору или группе инвесторов 16.7% долей компании-стартапа. Доли продаются на каждом этапе, поэтому уже к MVP фазе может быть продано “по дороге” процентов 25–30 долей. Чтобы сохранить права фаундеров и ранних инвесторов при размытии новыми инвесторами, особенно институциональными, используются структурные решения в форме выпусков долей с разными правами голосования по ключевым вопросам. Например, за долями фаундеров закрепляется большинство или половина в совете директоров и право вето на собрании акционеров, а за пулом ранних инвесторов право вето на голосовании на собрании акционеров по ключевым вопросам типа реорганизации общества.
Отдельный вопрос — балансировка стоимости долей фаундеров в сделках с инвесторами. В private equity практикуется конструкция, когда цена сделки фиксируется не в абсолютном выражении, а является формулой от будущих финансово-экономических показателей объекта инвестиций. Логика в том, что инвестор покупает долю в будущих финансовых потоках компании, следовательно можно опереться в расчете цены на финансовые компоненты денежного потока, например, на выручку и EBITDA. В таком случае в акционерном соглашении между фаундерами и крупным инвестором будет стоять формула пересчета доли инвестора, изменение доли записываться в отдельные опционные соглашения, которые будут реализовываться по мере выхода аудированной отчетности.
Например, компания начала продажу продукта и привлекает внешние инвестиции 1,8 mln usd через продажу 15% акций из оценки до инвестиций в 10 mln usd. Инвестор выкручивает руки хочет 25%, мотивируя тем, что фаундеров и менеджмента по его мнению слишком агрессивен. Тогда с случае высокой уверенности в своих действиях фаундеры могут пойти на продажу 25% долей по формуле, положим, $1,000 за платящего клиента через год после инвестиций (10,000 клиентов х $1,000 = 10 mln usd) соглашаясь с числом клиентов через год в 5,200, а не в 10,000, как готовы подписаться фаундеры. Через год соответственно считаем, сколько платящих клиентов, пересчитываем доли, исполняем опционные соглашения. И овцы целы, и волки сыты, и пастуху светлая память.
Разумеется, конкретные цифры, периоды и опционные пороги будут предметом переговоров, однако о таком инструментарии приведения стоимости и планов-прогнозов к общему знаменателю стартапам знать стоит.
= = = = =
Телеграм-канал “Криптокритика”: https://t.me/cryptocritique

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

“Братья Черепановы”: инвестиции в тушёнку или пирамида? Новый скам от инфоцыгана Егора Головко

Список инфоцыган: Игорь Рыбаков

Инфоцыганство и дизайн презентаций. В чем проблема с курсами Bonnie & Slide?