Mamma Maria, Little big и хардкор-музпросвет. Поясняем за hakken, салат из музыкальных стилей, итальянцев и Её Величество Бочку.

 1997: "Этот ваш хардкор - музыка наркоманов и пляски дегенератов"

2021: Голубой огонёк на Первом

Несмотря на бешеный успех шоу "Ciao 2020" в исполнении Урганта, Гудкова и их братвы, номер с блесятщим хардстайл-кавером "Mamma Mia" в исполнении Little Big остался не совсем понят населением в наших краях.

Большинство наших граждан весьма по касательной знакомо с рейв-культурой начала 90-х, так что типичный зритель назвал выступление подтанцовки (из-за которой весь срач и случился) "плясками алкашей", "дрыганием гопоты" и даже "танцами паралитиков".


Хотя итальянцы в СМИ и блогах как раз всё прекрасно поняли и оценили на "отлично". Более того, выделяют "Маму Марию" как "гвоздь программы", а её танцевальную часть считают эпичнейшим лулзом и вполне уместным ретро.

Так что самое время начать ХАРДКОРЪ-МУЗПРОСВЕТЪ и пояснить за "пасхалки", заложенные питерским рейв-шапито в данном олдскулъ-балагане.

ЧАСТЬ 1. OLD-SDCHOOL HAKKEN

Очевидно, что всех в первую очередь волнует вопрос: "Что за херня происходит с танцами? Что это нелепо дрыгающаяся гопота в кадре? Почему их вообще туда позвали и какой в этом смысл?"

Отвечаем по пунктам:

  • Это не херня, а всё по делу
  • Не гопота, а габберы (хотя и гопота тоже)
  • Позвали как дань уважения времени, итальянской танцевальной культуре, и чтобы люто поугорать с ваших упавших челюстей и загоревшихся стульев

А теперь детали.

1.1. Суть и происхождение Hakken.

То, что вы называете "танцем алкашей" - как ни странно, вполне себе организованный и стилистически выверенный танец родом из Голландии. Он был рожден в ранних рейвах начала 90-х, где диджеи играли hardcore techno (в простонародье - хардкор) и его более тяжелую версию, получившую самобытное и абсолютно случайное название gabba / gabber. Которое произносится как "хабр" и с голландского означает "приятель" или "братан".

* * * * *

Олдовая габба от DJ Sim, который потом зачем-то переключился на хаус-музыку и увяз, став там диджеем-музыкантом третьего эшелона

Современная полупародийная версия от питерских Russian Village Boys & BetaVoice

* * * * *

Названий у танца целая куча - hakk, hakke, hakken, hakkuh и что-то там ещё. Произносится как "хакк" и "хАккэ". От глагола, который означает "рубить" или "раскалывать". Википедия гласит, что танец в существенной мере копирует народный танец прошлых веков, похожий на современную zapateado - но, честно говоря, кроме факта "оттаптывания пола" в них крайне мало чего похожего.

Вот zapateado.

А вот старорежимный hakken c легендарной серии рейвов Thunderdome (1996 год).

Вообще не похожи, как видите.

Тем не менее, версия про народный танец в какой-то мере допустима. Раньше ходила такая шутка, что если ускорить и добавить бочку потяжелее в голландские народные мелодии, то получим габбу как она есть. К слову, если добавить плотную бочку в гопак и молдаванские пляски, то вы получите довольно темповой happy hardcore. Ну а если бы в народных турецких мелодиях с их специфическими барабанами постоянно не сваливались на ломаный ритм, то вы бы получили acid hardcore (он же acidcore). В "танце янычар" это хорошо видно. Короче, народ издревле любил, чтобы вваливало потяжелее и побыстрее.

* * * * *

Для примера можно привести старый трек Party Animals (они же Flamman & Abraxas), которые "улучшили и дополнили" самый известный еврейский танец.

* * * * *

Однако более логичной кажется версия, что кто-то просто знатно угорел на подпольной вечерине, и просто начал как-то странно, но методично двигаться в ритм основной бочки.

* * * * *

В начале 90-х в Голландии рейвы активно разгоняла полиция и ловила за продажу таблеток, порошков и марокКоторые на вечеринах активно потреблялись.

(в обоих видео есть английские субтитры)

В одном из документальных фильмов, ссылку можно найти ссылку ниже по тексту, есть забавный момент. Один фотограф, предварительно побрившись налысо и напялив спортивный костюм "по моде", решил с коллегой проникнуть в Energiehal на масштабный хардкор-рейв, чтобы закосив "под местного" договориться с кем-нибудь из габберов о съемках для масштабного фотопроекта лица истории

* * * * *

Ну а дальше народ подхватил, движения обросли ещё движениями - а там уже и танец сформировался.

К тому же не надо забывать, что изрядная часть посетителей рэйвов в Голландии бывала основательно на веществах (экстази и далее везде) - что заметно отличалось от хардкор-рейвов в России. У нас обычно плотно накидывались пивом - преимущественно до входа в клуб (в клубе дорого, хехе). Потом это всё равно всё с пОтом уходило, и к где-нибудь ко второму-третьему сету ты прыгал и орал абсолютно трезвый. Зато совместные вечерины с трансерами и джанглистами были регулярной проблемой из-за их "убитых" тел, наваленных в коридорах и размазанных по стенам. А также из-за регулярных шмонов в исполнении отдела по борьбе с наркотиками.

* * * * *

В одном из документальных фильмов про историю габбер-движения есть забавный момент. Один фотограф, предварительно побрившись налысо и напялив спортивный костюм "по моде", решил с коллегой проникнуть в Energiehal на масштабный хардкор-рейв, чтобы закосив "под местного" договориться с кем-нибудь из габберов о съемках для масштабного фотопроекта типа "молодые лица новой истории". И дабы закосить под угашенный танцпол и не выделяться своей подозрительной трезвостью, они с товарищем не придумали ничего лучше, чем накидаться ликёром в баре - потому что накидаться веществами в их плане совсем не входило. В результате посетители рейва как от чумы шарахались от незадачливых "партизан" и требовали как можно скорее "убрать отсюда эту пьянь".

* * * * *

Так вот, можно предположить, что будучи угашенным, танцевать hakken получается само собой, если хочешь в ритм успеть. А успеть в ритм от 170 до 200 bpm (классический hardcore techno) по факту не так и уж и просто. А если речь идёт о 200-250 bpm (speedcore) - то весьма затруднительно.

Очевидно, что олдскульный хакк в его исконном (не темповом) исполнении выглядит.... ээээээ... как минимум странно. Если не нелепо и бестолково. Мне по крайней мере, он был никогда не понятен - выглядело как будто это набор движений для тех, кто вообще не умеет танцевать. Или для тех, кто не умеет прыгать на танцполе. Тем не менее, при вменяемом исполнении хакка (с вращениями, прыжками и связками), оказывается, что его элементная база не самая простая.

Современная версия уже заметно ближе к народным танцам и к тому же гопаку. Больше работы ногами, больше амплитудных прыжков, больше вращений, больше связок.

Далее из смеси олдскульного хакка и ещё более олдскульного буги родилось такое до сих пор популярное направление как shuffle ("австралийский шаффл"). Да, в Австралии в свое время плотно угорали по hardcore techno. Шаффл изначально предназначался для хардкор- и хэппихардкор-вечерин, но был быстро приспособлен и для всего остального. Активными популяризаторами лет 10-12 лет шаффла была знакомая многим группа Scooter.

Они же долгое время активно продвигали улучшенный и дополненный "апдейт" хакка - jumpstyle (джампстайл). В котором была смена основного шага на полупрыжок вперед (в хакке основной шаг - как будто подножка сзади самому себе) и в котором добавилось огромное количество работы ногами и вращений.

Джампстайл оказался самой сложной для полноценного разучивания и самой энергозатратной версией исходного хакка. Возможно, поэтому его хватило только на короткий пик очень серьезной популярности в Европе. Потому что двигаться всю вечерину, то есть 4-5 часов, как на видео ниже - тут надо иметь ломовую физуху и очень приличную танцевальную подготовку.

1.2. Дресс-код.

Из олдскульности хакка вытекают не только движения танцоров (и это НЕ Russian Village Boys, хотя они в теме и были бы уместны) в номере Little Big, но и наряд в виде спортивных костюмов разной степени яркости и нелепости. Примерно в тех же одеждах плясал в начале 90-х патипипл не только в Голландии, но Германии, Италии и России.



Во-первых, попробуйте тогда столько прыгать и суетить по танцполу НЕ в спортивных костюмах - сдохнете к чертям. Современные массовые ткани, которые тянутся, быстро сохнут и из которых нынче делают всё, включая джинсы, появятся только ближе к концу 2000-х. А тогда, чтобы не вспотеть как тварь и не порвать себе по всем швам штаны, мог спасти только хороший спортивный костюм.

Во-вторых, европейская аудитория габбы на очень существенный процент состояла из "детей рабочих районов", скинхедов и футбольных фанатов. Соответственно, для этой ЦА лозунг "все в кросовках адидас и на найках пацаны" был социальной нормой, а появление спортивного костюма на танцполе было социально ожидаемым явлением.

Так что в какой-то мере хакк - это действительно "танец гопоты", как часто писали в камментах на Youtube. Над чем, к слову, вовсю ерничали в самой Голландии, особенно во второй половине 90-х. Один проект HakkuhBar чего стоит.

Единственное, чего не хватало в постановке Little Big - это одного-двух лысых танцоров и протестующих на входе в клуб христиан, чтобы совсем соблюсти "духъ времени". С другой стороны, коротких стрижек тоже вполне достаточно, если брать российские реалии - на московских танцполах бритых голов было весьма немного.

1.3. Зачем они там?

Дело в том, что Илья "Ильич" Прусикин не только соорудил группу формата "музыканты шутят и глумятся", поначалу откровенно косплея южноафриканских взрывателей устоев из Die Antwoord и продолжая дело старого трэш-шапито про Гаффи Гафа.

Но по какой-то причине он давно и плотно угорает по теме хардбасса и по теме олдстайл-хардкора во всех его проявлениях.

Что для Санкт-Петербурга несвойственно. Самой масштабной сценой в РФ для хардкора всегда была Москва, а в культурной столице местные диджеи "габбу" считали стилем для... хмммм... не самых интеллектуально развитых людей. И если там что-то и делали из вечерин, то это было ближе к hardtechno / industrial hardcore. Живой пример - микс DJ Анжела.

С другой стороны, в качестве контркультурного бунта и просто just 4 lulz именно питерские 10+ лет назад начали активно качать тему хардбасса и russian gopnik style, включая легендарные пати ГОП FM, проводимые радио "Рекорд".

* * * * *

Классика хардбасса

Легенды хардбасса

Russian Gopnik by Russian Village Boys. Обратите внимание на просмотры.

Russian Gopnik by DLB (Екатеринбург) & DJ Blyatman (внезапно, словак из Братиславы). Тоже стоит обратить внимание на число просмотров.

* * * * *

И именно у питерских технично отечественный гопстайл объединился с старым добрым зарубежным гопстайлом - старорежимным hakken (см. те же Russian Village Boys). Таким образом лулзов стало больше в 2 раза. Вряд ли мимо таких лулзов Ильич со своей бригадой мог пройти.

Мимо хардстайла (поджанра хардкора) Прусикин тоже пройти не смог.

Равно как и мимо бюджетов апэшечки на продвижение величия Родины.

В итоге, получается, что для Little Big было логично (и вероятно, даже глупо упускать возможность) перекинуть исторический мостик из 80-х в 2010-е вставками хардстайла на припеве и в 90-е путем добавления "подтанцовки". Тем более, что было очевидно, что массового неподготовленного зрителя она шокирует. Примерно так же, как этот хардбасс-дебош на "Украина мае талант".

А "шок это по-нашему" и есть исходная концепция Little Big.

Кроме того, у Италии есть давняя любовь к электронной музыке и к hardcore techno в частности. Диджеев и музыкальных продюсеров, писавших и игравших жесткое дерьмо, было и есть в достатке до сих пор.

Собственно, соавторами нетленки "Army of Hardcore" (на которую есть даже хаус-ремикс и бестолковый кавер от Scooter) помимо Йеруна Стройдинга из Neophyte были итальянцы Массимо Монополи и Джанлука Росси (The Stunned Guys).

А музыкальная основа легендарной "Fuck Macarena" написана чуваком под ником Digital Boy. Он же Лука Претолези.

Так что даже с исторической точки зрения появление габберов с олдскульным хакком была оправдана.

А так как речь не могла идти о поздних 90-х, а исключительно о ранних, то и танцы пацаны исполнены как тогда. Очень незамысловато. Без прыжков, связок и прочих изысков.

На этом вопрос "странных танцев" можно считать закрытым и полностью проясненным. Теперь переходим к подсчету из скольких музыкальных стилей стилей состоит литтлбиговская Mamma Maria и в чём там прикол.

ЧАСТЬ 2. САЛАТ ИЗ СТИЛЕЙ И ОПЯТЬ ИТАЛЬЯНЦЫ

Тут нам снова понадобится запись переработанной "Мамы Марии", чтобы отследить, что в неё "зарыто". Потому что кавер-версия Прусикина и Ко старого хита Ricchi i Poveri - это своеобразный музыкальный итальянский "салат".

Ингредиент 1. Итальянский Диско-поп.

Ингредиент 2. Хардбасс.

Ингредиент 3. Eurodance.

Ингредиент 3. Хардстайл.

Ингредиент 4. Uptempo hardcore.

Зачем столько понамешано? Тут снова надо вернуться к концепции "музыканты шутят и глумятся", на основе которой создана группа Little Big, а также к истории hardcore techno.

Считается, что хардкор в 1990-м придумал Марк Траунер, диджей и музыкант из Франкфурта-на-Майне. Который первым додумался внедрить вместо типовой для тогдашней техно-музыки бочки заметно утяжеленный основной bassdrum под дисторсией.

* * * * *

Если учесть, что у него итальянские корни по дедушке, а на большинстве треков он в качестве ФИО исполнителя он подписывался как Marc Acardipane (Марк Акардипэйн, но можно прочесть и как Марко Акардипане) - то вот снова связь с темой Италии.

* * * * *

Когда народ, начиная с 1991-го, в Европе просёк, что вваливать тяжелой бочкой это круто, а ускорять хаус-треки питчем на вертушках решительно недостаточно, то начали плодиться многочисленные музыканты, пишущие невиданное по тем временам "мясо".

И очень быстро основная идеология хардкора пришла практически к идеологии "металла". То есть всё, что не тяжело, что не быстро, и что не валит из колонок так, что вскрывается мозг и плавятся уши - то в общем-то и не электронная музыка. А так, попса голимая.

* * * * *

Что в своё время послужило поводом для внутренней идеологической войны между авторами "классики" и авторами хэппи-хардкора. Последней каплей был переход Пола Элстака в "стан врага" - потому что отдельные его вещи были уже даже не хэппи, а прямо-таки натуральный евродэнс (очень хотелось в ротацию MTV). Типа чуть лучше Haddaway, E-Type, Ace of Base, 2 Unlimited и проч. То есть омерзительная попсятина. Особенно по меркам тех времён.

"Ответка" последовала незамедлительно. Rotterdam Terror Corps: "Нет хэппи-говну!"

Йерун Стройдинг (Neophyte / Bodylotion) пошел ещё дальше и обозначил чётко и ясно: "ХЭППИ ДЛЯ ПИ%%РОВ!"

После чего в хардкор-среде на некоторый период стало хорошим тоном музыкально глумиться над любой "мягкотелой ботвой". От хауса и deep techno до разного рода известной попсы.

Хотя, падажжите, так и делали и несколько раньше...

Впрочем, упомянутый ранее HakkuhBar издевался над "врагом" на его же поле, специально написав целую серию "богомерзкого" ужасающе попсового хэппи-хардкора с ерническими текстами про "ортодоксальных" габберов.

* * * * *

Ну и, естественно, всячески педалировалась тема ада, легкого сатанизма, ужасов, уничтожения двуногих любыми доступными способами, войны, звукового террора, и конечно же, секса (вместе с активным использованием матерных сэмплов, спёртых обычно из рэпа) - что вызывало адское полыхание под христианскими общинами в Голландии.

* * * * *

Надо полагать, этот трек и клип (кстати, опять итальянцев) вызвал бы жжение у церковников ничуть не хуже.

* * * * *

В общем, всё как у приличных металлистов - только без гитар.

* * * * *

Но очень недолго . Совсем недолго. Да и вообще куда без гитар?

А потом появились Berzerker.

* * * * *

Достаточно посмотреть на названия популярных сборников Thunderdome тех времен:

1 - 1992 - F*ck Mellow, This Is Hardcore From Hell

2 - 1993 - Back From Hell! - Judgement Day

3 - 1993 - The Nightmare is back!

4 - 1993 - The Devil's last wish

Ну и так далее.

Отдельного упоминания заслуживает выходившая в середине 90-х серия сборников с характерным названием TerrorDrome, где начиная с 5-го выпуска стали публиковать вещи, которые тогда можно было описать словами "нихренасе валит". Сейчас, конечно, таким темпом и жесткостью уже сложно кого-то удивить.

Кстати, во втором треке есть прямая отсылка к Prodigy "Funky shit".

Названия рейвов тоже не отставали (и местами не отстают до сих пор) в воинственности от deathmetal-фестивалей. Thunderdome, Masters of Hardcore, Nightmare in Rotterdam, Hellraiser, Defcon, Dominator, X-Massacre, Pandemonium - всё как у людей!

Тем не менее, hardcore techno создавался не только для того, чтобы "мааааачить" (хотя в конце 90-х и в 2000-х именно этим диджеи и хардкор-музыканты занимались чуть ли не повально), но и должна была присутствовать мелодическая основа. В концов, это же танцевальная музыка.

К тому же, ближе к началу 2000-х в hardcore techno наступил полноценный кризис жанра. Почуяв большое бабло вместе с началом масштабной коммерциализации электронной музыки, масса диджеев и продюсеров сменило "отрасль" на хаус, (минимал-) техно и транс, а оставшиеся сначала ударились медленный и печальный во всех смыслах newstyle (не знаю, как это люди слушали в здравом уме, кроме редчайших находок), а потом в industrial hardcore и speedcore (он же спидкор).

Видимо, в Голландию, Италию и Германию последовательно завозили партии новейшей "синтетики", менявшей восприятие скорости и звука, тем самым меняя предпочтения в темпе, основном наборе сэмплов и жесткости.

В итоге, жанр стал обратно съезжать в "подполье". И требовалось переизобрести его заново, чтобы вернуть как мелодичность, так и внимание масс.

Изначально внутри жанра в плане мелодичности лидировал хэппи-хардкор, который (преимущественно в припопсованной версии) хорошо известен многим по творчеству групп Dune, Interactive и, конечно же, Scooter (закрепившие моду на pitch voice). И возможно даже по клипу Charly Lownoise & Mental Theo, некогда допущенному на российский MTV.

Потом с "исходом" музыкантов и отмиранием на него моды на основных сценах (кроме Японии), ветку мелодичного, но всё ещё основательного и темпового мочилова стали перехватывать отдельные команды и исполнители, многие из которых были (опять!) итальянцами. Пепел Верди, Вивальди, Пуччини и прочих легенд классической музыки явно бился в их сердце.

Заодно в игру вступили, как ни удивительно, японцы, у которых есть свое отдельное явление с названием J-core.

В конце концов, в начале 2000-х не без активного участия итальянцев (снова!был найден разумный и очень удачный компромисс между жесткостью и "танцевабельностью" - hardstyle (хардстайл). Который вышел на пик популярности где-то к 2008-2010 годам и дальше сбавлять не собирался.

Его можно было опознать по следующим признакам:

  • Мелодичная основа во главе всего с явными отсылками к маршевым и гимновым мелодиям (на чём изначально и стоял хардкор). Часто построенная на узко очерченной группе исходных synth-сэмплов.
  • Обязательная "безпримесная" мелодичная часть в центре трека без ударных
  • Темп редко когда больше 160 bpm. Обычно 140-150 bpm.
  • Активное использование "плавающей многослойной бочки" (о ней позже) под многочисленными видами дисторсий.
  • Обязательные разрывы ритма, нетиповые расстановки bassdrum и прочие "нелинейности", перекочевавшие как из frenchcore (французское изобретение - см. Radium / Micropoint) и speedcore, так и из дабстепа
  • Применение принципа "с правильной бочкой и в нужном темпе всё становится только лучше", перешедший из "каноничного" хардкора

Можно сказать, что hardstyle был заметно утяжеленной версией коммерческой электронной музыки и заменой попсе. Фактически, он занял большую нишу музыки для тех, для кого хаус был слишком медленным и мягким, транс - недостаточно жестким, евродэнс - мягкотелым, недостаточно "гимновым" и с идиотскими читками по всей длине трека, а поп-музыка - хренью без "нормальной бочки". И в тоже время, чтобы музон был не слишком "слишком тяжелым" (как каноническое hardcore techno) для уха обывателя.

Налицо пример крайне удачного рыночного позиционирования.

* * * * *

Естественно, как и ранее с хардкором, хардстайл вовсю оккупировали итальянцы.

* * * * *

Однако, нас в первую очередь интересует тот самый принцип "с правильной бочкой и в нужном темпе всё становится только лучше". Который на практике означал две вещи:

  • Множество мелодий в поп-музыке, роке, рок-н-ролле, джазе, буги, классике и даже металле недостаточно тяжелы и часто недостаточно быстры
  • Даже самая "голимая попса" может стать "нормальной музыкой", если туда добавить темпа и "мясной" бочки.

То есть множество песен и треков из "мира обывателей и снобов" можно было либо УЛУЧШИТЬ, либо над ним вовсю ПОИЗДЕВАТЬСЯ / ПОРЖАТЬ / ПОГЛУМИТЬСЯ.

Сначала примеры про "улучшить".

1. Старое диско от Amii Stewart в руках итальянки DJ Stephanie снова становится модным танцевальным хитом.

2. Da Tweekaz делают старый трек Dschinghis Khan наконец-то подходящим для танцпола.

3. Старое буги в руках Enzyme X становится орудием массового поражения ушей.

4. Меган Трэйнор добавили нужной тяжести (не в весе, но в звуке)

5. Немецкий продюсер Ральф Ферли делает из рэпа машину для убийства

6. Патрик Ван Керховен решает, что Григ написал "В пещере подземного короля" слишком лайтово

7. Из попсовейшей немецкой песни неизвестными продюсерами сделан приличный танцевальный хит.

8. Pat B делает из "Белла Чао" (взятой из саундтрека к сериалу Le Casa de Papel) образцовый хэппи-хардкор.

Теперь примеры про "поиздеваться / поржать / поглумиться".

1. Снова Ральф Ферли. Но этот раз он разгоняет до 200+ bpm мелодию из Pacman. Ещё до массовой моды на 8-bit sound.

2. Он же безбожно уничтожает какой-то немецкий фольклор

3. Пранк от Digital Boy и MC Rage, который зашел слишком далеко (вплоть до юридической разборки за 6 секунд сэмпла с авторами "Макарены")

4. Творчество норвежцев из Da Tweekaz как минимум наполовину состоит из музыкального стёба.

5. Charly Lownoise & Mental Theo в перерыве от строгания попсы и транса могли написать и вот такое. Зачем они так с йодлем?

* * * * *

Что любопытно, принцип "улучшить или поглумиться" в 2010-х дал рождение сразу двум даже не поджанрам хардкора, но основательно разросшимся самостоятельным явлениям - nightcore (по имени норвежской группы Nightcore) и dancecore (не путать с EDM-околопопсой).

Nightcore был основан на идее, что любую мелодичную (даже самую заунывную китайскую) попсу можно и нужно ускорить и улучшить жесткой бочкой, а вокал обязан быть подтянут наверх pitchbend-ом (приём широко известен по группе Scooter). А если не попсу - так ещё лучше!

В противоположность найткору, dancecore был придуман в Шотландии (где сильны традиции UK Happy Hardcore) исключительно для глумёжки и "уничтожения" попсы путём превращения её в uptempo hardcore / speedcore / hardtek / frenchcore / breakcore. В общем, во всё, что КОНКРЕТНО ВАЛИТ и является по мнению авторов дэнскора "наконец-то нормальной музыкой". В лучших традициях товарища Лапенко и передачи "Сдохни или умри".

Локомотивом этого безобразия является лэйбл DanceCorps и отдельные отмороженные японцы.

Отдельной веткой дэнскора является lolicore, с характерными песенками лолей (эксперименты с которым были ещё в 90-х).

* * * * *

Теперь когда длинное историческо-идеологическое пояснение про историю хардкора и хардстайла закончено, остаётся придти к логическому выводу, что версия "Мамы Марии", прозвучавшая в "Ciao 2020!" была просто неотвратима. Потому что:

- Little Big писали и пишут хардстайл

- Итальянцы пишут хардстайл с момента появления этого термина в 2002-м

- Старую попсу можно улучшить "нужной" бочкой и ускорением темпа

- Над старой попсой можно поглумиться хардбассом (хардбасс, в отличие его предка pumping house - целиком пародийно-юмористический жанр)

- Хардбасс и хардстайл удобно сводить из-за одинаковых bpm

Отсюда и вытекает такой "нарезной салат" из стилей зарытой в кавере Little Big.

Ингредиент раз. Диско-поп, который взят на "улучшение" и "глумление" одновременно.

Ингредиент два. На 0:12 и 1:06 стартует характерная хардбасс-подложка (Ильич при этом явно специально держит гоп-стайл и даже не пытается петь) в противовес основной мелодии и женскому мелодичному вокалу, вообще нетипичным для хардбасса.

Ингредиент три. Евродэнс с утяжеленным битом, ближе к хардхаусу и хэппи-хардкору (на 0-37 и 1-27). В попсе должна быть попса. Логично же, не?

Ингредиент четыре. Хардстайл. Всего лишь добавляется "правильная" бочка на 0:50 и 1:40 (ну нет, ещё меняется мелодичная часть) - и у вуаля! - новый стиль.

Ингредиент пять. Uptempo hardcore, начиная с 2-14. Так могла бы выглядеть Верка-Сердючка на максималках. Методичный разгон бита и плавный переход (если на глаз) в район 190-200 bpm с характерной жесткой бочкой в качестве головного bassdrum.

Ингредиент шесть (специальный соус). Сэмплы свистка, отсылающие нас к традициям рейвов начала и середины 90-х, где половина клабберов приходила со свистками и старалась свистеть в ритм мелодии или в темп основной бочки. Нечто похожее можно встретить у мексиканской индастриал-банды Dulce Liquido в треке Psicosis.

И как видите, после перемешивания компонентов, салат получился сытным, вкусным и характерно итальянским. Спасибо Little Big за понимание исторического и культурного контекста!

Однако, раз уж многократно упомянули слово "бочка" и даже пару разу слово "плавающая", то стоит отдать дань ей и её авторам. Как минимум потому, что на этом компоненте держится не только литтбиговская "кулинария", но и перечисленные выше музыкальные направления, а также целая россыпь групп (всё те же Scooter, например), продюсеров и диджеев. Без "плавающей бочки" немалой части из них, и уж тем более их треков, вообще бы не случилось.

Но об этом знаковом явлении в музыке мы поговорим в следующей части хардкор-музпросвета.

ЧАСТЬ 3. ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО БОЧКА

Марк Траунер (он же Марк Акадипэйн / Марко Акардипане) придумал не только hardcore techno. Он придумал ещё кое-что. И это НЕЧТО в 1995 году весьма озадачило и по-хорошему шокировало мир электронной музыки.

Впрочем, ЭТО придумал не он один - параллельно открытие совершил голландский диджей и продюсер Мишель Франсуа Прюйт. Который в том же году издал в рамках сингла "Love Me Bad" трек "Name of the DJ", ставший хитом, а позже легендой hardcore techno.

В следующем году явление было закреплено и Траунером и Прюйтом.

После чего в хардкоре оно начнёт плавно набирать обороты и к 2021-му будет использоваться в массе стилей электронной музыки. А современный hardstyle / hardcore techno / tekkno / hardtek оказались фактически построены на его фундаменте. Так что же это за явление? Для этого нам надо немного погрузиться в историю создания электронной музыки.

На заре становления "электроники" стили с прямым битом фактически разобрали между собой наборы основных ударных (bassdrum / kickdrum).

Типичный хаус начала и середины 90-х - это почти всегда глухая, необъемная и слабая бочка с довольно "сухим" звуком.

В техно начала и середины 90-х уже есть вариации по виду бочки. В части треков она становится настойчивой, выпирающей, объемной, "не сухой" и более жесткой. Изредка даже сравнимой по жесткости с хардкором, но сама структура и скорость треков, естественно, сильно отличаются.

Транс и хард-транс того времени - бочка явно заметна, но ей не достает ни объема, ни звонкости, ни мощи, ни агрессии. Хотя изредка слегка приглушенная главная бочка заимствовалась прямо из хардкора.

Причина такого распределения по стилям - ставка на ритмический рисунок и мелодичность. Ударные и бас-линия фактически являлись сопроводительной частью для основного рисунка и мелодики композиции. С одной стороны, последние не должны были "болтаться в воздухе", с другой бочки-снэры-хэты не должны были лезть на первый план, а строго исполнять роль "кордебалета". При этом быть заметными настолько, чтобы слушатель мог чётко отслеживать ритм (и понимать когда топать ногами и трясти головой, хехе).

А что у hardcore techno? Там поступили ровно наоборот.

Ведь мы помним, что хардкор по идеологии находился фактически в одной плоскости с металлом - разным был только инструментарий. А значит нужно было найти те "комплектующие", которые давали бы возможность ВВАЛИВАТЬ быстро, громко, жестко и злобно. Но бочки, принятые в "мягкотелой" электронике, для этой цели вообще не подходили.

* * * * *

Чему была посвящена целая серия треков, самым известным из которых является Korrekte Bassdrum / Ist diesen Bassdrum Korrekt / Korreckte Atmosphaere от уже знакомого нам Марка Траунера.

* * * * *

Поэтому была сделана ставка на партию ударных как на равноправного или главного участника композиции. Так бочка стала Её Величеством, снэры - Их Высочеством, хай-хэты ("тарелки") - Их Сиятельством, клэпы (хлопки) - Их Превосходительством.

* * * * *

Аналогичная картина случилась в раннем jungle / drum'n'bass - где фактически не было мелодий, а рисунок композиции создавался бас-линией и сложными комбинациями ударных в ломаном ритме.

* * * * *

Что наглядно продемонстрировал DJ Dano (тот самый, что писал T-1000 для Fear Factory) в своем треке 1996 года с весьма характерным названием. Да и не только он, естественно.

То есть комбинация ударных и их ритмический рисунок становились столь же важными и главными, как и самая мелодическая часть композиции.

Более того, хардкор-продюсеры очень быстро затеяли негласное "соцсоревнование" на тему кто напишет наиболее замысловатые и навороченные схемы в ударных. Которое, к слову, длится до сих пор.

Изначально это стартовало со стандартных снэров и бочек, которые надо было разместить так, чтобы не только заметно разнообразить рисунок трека (ускорения после пауз с выходом на исходный темп, "обрывы", наслоения и т.д.), но и по возможности ускорить трек, не меняя его BPM. Для чего были изобретены десятки приемов и сочетаний в ударных, которые заставляли слушателя думать, что трек заметно быстрее, чем он есть на самом деле.

Например, ведущую роль в "наборе скорости" играли снэры, которые писались так, что подозрительно напоминали боевые марши в исполнении военных оркестров барабанщиков. С развитием музыкального софта и оборудования комбинации "бочка-снэры-хэты-клэп" в итоге стали настолько сложны, что никакой оркестр вживую их не сыграет - мгновенно сломается от взятых на себя "обязательств".

В результате чего схемы построения ударной партии в хардкоре и их сложность стало недостижимым эталоном для всех остальных электронных стилей с прямым битом. С огромным опозданием (преодолевая снобизм и ограниченность мышления) отдельные схемы дрампартий из хардкора стали периодически применяться в хаусе, трансе и евродэнсе / EDM. Фактически, авторы hardcore techno (а также брейкбита и джангла) в 90-х показали всем в электронной и поп-музыке, что барабаны решают, и почему остальные фактически не умеют их писать. После чего часть музыкантов сделала выводы, а множество как не умело, так не умеют до сих пор.

Однако схемы схемами, но в начале 90-х остро стояли технические ограничения и не менее остро не хватало степеней свободы в работе. Во-первых, катастрофически не хватало сэмплов, что выливалось в многочисленные "кражи" друг у друга. Во-вторых, тогдашние музыкальные редакторы и ПК не тянули больше 8/16 дорожек по мощности, не говоря уж об массовой "обвеске" эффектами и фильтрами, которая принята сейчас. Обойти это ограничение можно было скупкой и коммутацией хреновой горы оборудования - но это не всем было доступно и явно не всех устраивало. Ну и в-третьих, при таких вводных стали заканчиваться идеи по мелодической части, что у массы авторов стало бросаться в глаза. Соответственно, налицо была проблема обеспечения разнообразия треков.

И вот здесь Траунер и Прюйт решили перевернуть всё с ног на голову.

Если у нас проблема с мелодиями и synth-сэмплами, то что будет, если мы от них откажемся вообще?

Что будет, если мы забьём на музыкальность в привычном понимании, и вытащим бочку на самый первый план, сделав её солистом?

В отдельных народных танцах же есть подобное - почему нельзя здесь?

Правда дальше встал вопрос, что делать тогда с партией ударных, если она заслонит всё собой, и особенно, если мелодичной части не делать вообще. Было очевидно, что текущие наборы сэмплов слишком конечны, чтобы просто оперировать текущими бочками. Ну напишешь 2-3 подобия "Terror is timeless", ну поэкспериментируешь как Moby (тот вошел в книгу рекордов Гиннесса из-за безумных 1015 bpm в конце трека) или Prodigy - а что дальше?

Значит, требовалось переизобрести бочку. Что Marc Acardipane с Chosen Few как раз и сделали, сделав её "плавающей" и "многослойной".

До Траунера и Прюйта бочка традиционно занимала одну дорожку, на которую навешивались при возможности эффекты и фильтры, меняя её плотность, жесткость и объем. Иногда под неё "подкладывалась" басс-линия, делая звуковую картину менее сухой и более насыщенной. В результате чего число степеней свободы с bassdrum было крайне ограничено - напоминаю, что число дорожек для сведения было весьма конечно.

Что сделала наша двоица? Стала отводить под бочку 2-3 дорожки, на первую закрепляя тело бочки для самого ощущение удара, а на оставшиеся 1-2 бас-часть бочки, навешивая фильтры и эффекты на которую, можно было получить радикальной другой звук. Тот самый плавающий и многослойный. Удивительно, что до этого не догадался никто ранее.

Однако если бы всё было так просто, то Траунер не забросил бы данные эксперименты, а Chosen Few моментально скопировали бы. Но у Прюйта как минимум 2 года была полная монополия на подобный звук. Почему?

Потому что плавающая бочка на тот момент была сравни типографике. Когда узкий инструментарий в виде простых геометрических фигур и шрифтов позволял создавать эпичные плакаты, обложки и развороты книг, календари и приглашения.




Но требовал от дизайнера огромного чувства стиля и мастерства. Когда смотришь - вроде же просто. Пробуешь сам - ни хрена путного не выходит.

Поэтому трюки Chose Few были освоены не всеми и не сразу. У многих выходило поначалу довольно средне, если вообще хоть как-то убедительно.

Однако, сама задумка большинству в мире танцевальной электроники очень даже зашла. И после серии неудачных экспериментов продюсеры более-менее насобачились не столько делать композиции из "плавающей бочки" (это по-прежнему мало у кого получалось, да и мода быстро схлынула), сколько грамотно внедрять её внутрь своих мелодичных композиций.

В чём также была замечена приснопамятная группа Scooter.

Естественно, не только они. Little Big тоже немного умеют.

А кое-кто даже сохранил и преумножил умение писать "резню и мочилово" без намёка на присутствие мелодии.

Но самым главным достижением Траунера и Прюйта стало то, что без "доработанной" бочки сейчас нельзя представить ни мелодичный хардстайл, ни tekkno / hardtek, ни многочисленные разновидности хардкора. Она теперь везде. Ну или почти везде.

Музыкальная революция, начатая немцем и голландцем завершена. Теперь мы живем в новом дивном мире совсем другой музыки. Которая меняет даже старую "Маму Марию". К лучшему.

= = = = =

Телеграм-канал "Криптокритика": https://t.me/cryptocritique

Телеграм-канал "Маркетинг хуяркетинг": https://t.me/marketinghuyarketing

Youtube-канал "Маркетинг Хуяркетинг"Подпишись *!
(* или у тебя не будет денег в следующем году!)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

“Братья Черепановы”: инвестиции в тушёнку или пирамида? Новый скам от инфоцыгана Егора Головко

Список инфоцыган: Игорь Рыбаков

Инфоцыганство и дизайн презентаций. В чем проблема с курсами Bonnie & Slide?